Источники поиска персонала
Поиск новых работников может показаться сложной задачей, которая требует затрат множества ресурсов. Процесс привлечения новых кадров действительно усложняется, если у работодателя отсутствует стратегия поиска, а также нет понимания, где найти новый персонал. Самый простой стандартный метод – разместить вакансию на крупном Интернет-портале. Этот вариант часто приводит к тому, что специалисты кадровой службы компаний в поиске новых сотрудников вынуждены изучать много откликов с нерелевантными резюме или общаться с кандидатами, которые не заинтересованы в работе именно в данном месте и откликаются на все похожие вакансии. Поиск персонала может затягиваться надолго, приводя к затратам административных ресурсов и расходу бюджета.
Сократить время обновления штата помогут новые эффективные стратегии, которые позволяют оптимизировать поиск и отбор кадров. Сегодня есть немало HR-инструментов, появление которых обусловлено развитием технологий и распространением социальных сетей.
Выход в Интернет-пространство
При увеличении информации о компании в Интернете увеличивается интерес к ней и растет количество откликов от заинтересованных в работе соискателей. Одним из полезных инструментов в этом случае станет создание специальной почты, предназначенной только для работы с резюме от кандидатов. Создание отдельного почтового ящика многим может показаться лишним, но этот способ может оптимизировать и упростить процесс поиска персонала. Специалист кадровой службы компании сможет быстро обработать входящие отклики, не тратя время на сортировку писем и поиск резюме от потенциальных сотрудников в общем потоке информации. Отдельный e-mail для резюме позволяет собрать целую базу потенциальных кадров, которых впоследствии можно обзвонить для приглашения на очное собеседование.
Поиск новых кадров включает использование нескольких виртуальных «площадок»:
- Страница с открытыми вакансиями на сайте компании;
- Страница компании в социальных сетях;
- Страница компании на различных профильных сайтах по поиску персонала
Раздел с открытыми вакансиями, размещенными на сайте компании, позволяет быстро донести информацию до заинтересованных соискателей. Кандидаты, проявившие интерес к определенной организации, могут зайти на сайт для поиска дополнительной информации о ней. Раздел с вакансиями обеспечит быстрый отклик от кандидата напрямую. Создать такой раздел несложно, разместив в нем описание должности, базовый функционал сотрудника, а также условия работы. Для многих компаний поиск нового персонала всегда актуален, чтобы иметь в запасе список потенциальных работников для новых проектов или расширения штата. Создание раздела с вакансиями позволяет уверенно расти и развивать бизнес, так как обеспечивает быстрое закрытие освободившихся в коллективе мест или комплектование штата помощниками.
Страницы компании в популярных социальных сетях – другой эффективный инструмент для привлечения свежих кадров. Корпоративные страницы служат источником информации для широкой аудитории, среди которой найдутся потенциальные сотрудники, заинтересованные в отклике на открытую вакансию. Поиск среди подписчиков в соцсетях имеет определенное преимущество, так как позволяет отобрать кандидатов, уже знакомых с продуктами или услугами предприятия, которые следят за публикуемыми актуальными обновлениями. Такие кадры могут не иметь всех нужных навыков для открытой должности, но обычно готовы к обучению и быстро изучают новую информацию.
Такие соискатели являются лояльными и полезными сотрудниками, так как их отклик обусловлен интересом к конкретной компании. Страница на различных профильных сайтах по поиску кадров – еще один источник резюме в Интернете. Ведение страниц организации с регулярным посещением личного кабинета для проверки информации помогает уверенно обновлять списки кандидатов на открытые должности. Специальные агрегаторы позволяют управлять объявлениями на разных сайтах из одного личного кабинета, оптимизируя и автоматизируя процесс публикации вакансии и сбора откликов. Одни ресурсы предлагают бесплатную регистрацию, другие – оплату тарифов с различным функционалом. Оплата пакета дополнительных функций нередко позволяет получить больше откликов за счет обхода конкурентов-работодателей без премиального тарифа. Этот подход актуален для крупных компаний или в случае, если нужны узкопрофильные специалисты, которых сложно найти быстро. В остальных случаях бывает достаточно бесплатных сервисов со стандартным набором функций для привлечения заинтересованных в работе соискателей.
Самостоятельная регистрация на разных профильных ресурсах может потребовать адаптации текста объявления под соответствующие стандартные формы. На некоторых сайтах есть четкая форма с отдельными графами для информации о вакансии, некоторые ресурсы дают возможность составить текст в свободной форме. Преимущества профильных сайтах для поиска работы – здесь регистрируются люди, заинтересованные в отклике. Работодатель может отвечать на входящие отклики либо находить резюме кандидатов и связываться с ними.
Самые крупные профильные сайты, где можно найти свежие кадры:
- HeadHunter.ru;
- Superjob.ru;
- Rabota.ru;
- Gorodrabot.ru;
- Zarplata.ru
Эффективный поиск кадров включает публикацию вакансий на разнообразных ресурсах для максимального охвата аудитории. Есть специализированные биржи фрилансеров, где можно найти исполнителей для разовых работ в удаленном формате. Некоторые сайты являются узкоспециализированными, так как объединяют группу пользователей по какому-то принципу. Есть сайты для соискателей без опыта работы или с опытом в определенной сфере. Сервисы для публикации объявлений – Авито или Юла – также подходят для поиска работников. К минусам этих ресурсов можно отнести отсутствие готовой формы для текста рекламного объявление и определенные правила публикации.
Активный поиск в социальных сетях и мессенджерах
Социальные сети стали универсальным инструментом сегодня для решения многих задач, включая кадровые вопросы. В них можно найти любую информацию, продвигать и продавать товары или услуги, повышать узнаваемость брендов или конкретных продуктов. Сегодня самыми популярными соцсетями для поиска потенциальных сотрудников стали LinkedIn, а также ВКонтакте.
Профильные ВК-сообщества для поиска работы помогут найти нужный персонал, чтобы быстро закрыть вакансию. В социальной сети можно найти тематическую группу через поиск по названию должности, сферы деятельности или используя слова «работа», «фриланс», «вакансии» либо другие соответствующие запросы. Большинство тематических сообществ размещают объявления о вакансиях бесплатно, некоторые – за небольшую плату. Платные объявления могут находиться выше других в ленте социальной сети, привлекать больше внимания потенциальных кандидатов на открытую должность.
LinkedIn – это профессиональная соцсеть, ориентированная на взаимодействие с потенциальными кадрами. Она позволяет эффективно искать высококвалифицированный персонал, так как не содержит развлекательный контент как другие социальные сети. Этот факт одновременно является минусом LinkedIn, делая ее непопулярной в России у молодых специалистов или кандидатов ниже среднего уровня. Другим минусом этой соцсети является интерфейс – достаточно сложный, в котором немало нюансов использования. Однако этот инструмент вполне подойдет для целенаправленного поиска работников из некоторых сфер с высокой квалификацией, активно использующих LinkedIn для профессионального роста.
Telegram – популярный мессенджер, который раньше использовался только для личного общения. Со временем эта площадка обросла множеством публичных каналов и тематических сообществ, став очередным инструментом для поиска новых кадров. Опубликовать информацию об открытых в компании должностях можно в специальных группах. Они могут быть посвящены поиску работы в целом в одном городе либо иметь более узкую направленность. Есть тематические группы по поиску работы определенных специальностей, а также градация по типу занятости – например, для размещения вакансий для удаленных сотрудников. Публикация объявлений в основном бесплатная, но иногда предполагает оплату администратору сообщества. Корпоративные телеграм-каналы также помогают распространять информацию об открытых вакансиях без привлечения посредников и оплаты их услуг по размещению объявлений.
Рекомендательный рекрутинг
Кроме публикации объявлений на профильных сервисах или в тематических группах соцсетей есть другой инструмент для распространения данных о вакансиях - рекомендательный рекрутинг. Это понятие основано на практике нетворкинга, когда полезные знакомства помогают решать различные профессиональные задачи. В рекомендательном рекрутинге можно выделить несколько направлений для привлечения новых кадров:
- Посты в личных соцсетях сотрудников компании;
- Реферальная программа для действующего персонала;
- Опрос соискателей и их рекомендации.
Поиск кандидатов на открытые в компании вакансии может осуществляться через личные связи персонала. Работники могут распространить информацию о должности среди друзей и подписчиков в социальных сетях. Нередко приносит пользу и «сарафанное радио», когда сообщение о нужде в кадрах передается лично в разговорах с постоянным кругом общения. Информация распространяется дальше, что нередко приводит к быстрому появлению откликов.
Реферальная программа для работников – другой эффективный инструмент привлечения кандидатов, связанный с человеческим фактором. Такой подход довольно популярен в крупных, а также средних по численности организациях. Реферальная программа – это система бонусов, которые получают те сотрудники, которые приводят в компанию новые кадры. Материальное вознаграждение может иметь формат разовой выплаты денежной премии либо представлять процентную долю от зарплаты нового сотрудника. Реферальная программа в крупных корпорациях включает выплату бонусов за каждого нового работника, пришедшего в штат по рекомендации.
Другой вариант рекомендательного рекрутинга включает опрос кандидатов, могли бы они порекомендовать на эту должность кого-то еще.
Такой метод схож с механизмом реферальной программы, но не предполагает выплаты бонусов за рекомендацию. Получить эту информацию можно у соискателей, которые не подошли для работы или сами отказались от должности. Регулярные опросы помогут собрать базу потенциальных кандидатов, с которыми можно взаимодействовать для закрытия вакансий и получить от них новые рекомендации.
Резюмируем основные тренды рекрутинга 2024
Сегодня HR-специалистам, осуществляющим поиск нового персонала, предлагается активно использовать виртуальное пространство:
- Рекрутинг в социальных сетях и мессенджерах позволяет охватить огромную аудиторию, заинтересованную в поисках работы;
- Размещение объявлений на профильных сайтах включает одновременную публикацию на разнообразных площадках со сбором откликов на выделенную для этого корпоративную почту или в специальный личный кабинет агрегатора вакансий и резюме;
- Нетворкинг также остается актуальным и позволяет закрывать вакансии в различных сферах бизнеса.
Эти стратегии довольно просты и не требуют затрат серьезных административных ресурсов или выделения крупного бюджета. Они позволяют оптимизировать механизм найма персонала, а также уменьшить расходы компании, стабильно обеспечивая новыми кадрами.